RAYTHEON: ИСКУССТВО БЫТЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ
Такая вот широта ассортимента у лидеров американского ВПК – от кухонных приборов до ракетно-зенитных комплексов. И главное – все работает!
«Raytheon Company» основана в Кембридже (Массачусетс) в 1922 году тремя студентами Массачусетского Технологического Института Лоуренсом Маршаллом, Веневаром Бушем и Чарльзом Смитом. Компания выбрала полем своей деятельности научно-технические разработки в сфере радиоэлектроники на основе электровакуумных ламп. Изначально основным рынком для фирмы была бытовая электроника – радиоприемники и телевизоры и изобретения инженеров компании позволяли успешно конкурировать молодой фирме с такими гигантами индустрии как RCA и Westinghouse. Однако успешное выполнение военных заказов на магнетроны для британских авиационных радиолокаторов, которые компания получила в период Второй Мировой войны, открыли ей двери на рынок оборонных разработок. Сегодня Raytheon – крупнейший разработчик систем ракетного наведения и космических программ для Пентагона и ее проекты составляют основу военной мощи США и НАТО. Самый успешный проект фирмы – зенитный ракетный комплекс Patriot стал практически самостоятельным брендом, опередив по узнаваемости саму компанию. Но ярчайшим событием в истории фирмы был период с 1945 по 1965 годы, когда в лабораториях компании была изобретена микроволновая печь.
История создания микроволновой печи и ее путь на потребительский рынок, пожалуй, одна из самых драматичных историй в развитии техники 20 го века. Более 25 лет неустанной борьбы компании Raytheon за применение микроволнового излучения для разогрева продуктов окончились для компании крахом. Но их труд не пропал даром – имя компании Raytheon и главного идеолога бытового использования СВЧ Перси Спенсера навсегда остались в зале славы технического прогресса.
Лоуренс Маршал с момента основания Raytheon в 1922 году пережил несколько взлетов и кризисов своей фирмы, но, по словам соратников, никогда не поддавался унынию и отличался характером несгибаемого борца за жизнь своего детища. Это был бескомпромиссный технократ, всегда делавший ставку только на инновационные идеи своих инженеров. Начиналась эра дальней радиосвязи, телефонии, телевизоров и вычислительной техники и основной бизнес компании – разработка вакуумных ламп – благоприятствовал быстрому росту фирмы.
Переломным моментом в истории фирмы стала начинающаяся милитаризация Европы. В начале 30-х уже ни для кого не было откровением, что Германия готовится к войне, и ключевыми заказчиками Raytheon становятся британские военные. Стараясь обезопасить производство стратегических компонентов противоздушной обороны, министерство обороны Великобритании размещает заказы на магнетроны (основной компонент радарных радиолокаторов) в США, и Raytheon становится одним из важнейших подрядчиков англичан. Немаловажную роль в привлечении военных заказов сыграл феноменальный талант молодого инженера Перси Спенсера – человека не только без высшего, но даже и без специального технического образования. Но Лоуренс Маршал никогда не смотрел на бумаги – он видел в Спенсере в первую очередь уникальный изобретательный ум и оригинальное инженерное мышление. Именно нетрадиционный взгляд Спенсера на технические проблемы, скорее всего, обусловленный как раз отсутствием образования, и подарил миру идею микроволновой печи. Вдумайтесь сами: заставить авиационный радар разогревать продукты и запихнуть многотонную антенну в небольшой кухонный прибор – для этого нужен незаурядный талант.
В 1945 году окончание войны означало для Raytheon потерю военных заказов, и Лоуренс обратился к своей команде инженеров за идеями по выходу из кризиса. Необходимо было срочно придумать, как использовать инженерно-технический потенциал компании в мирное время для производства гражданской продукции. В то время уже не было секретом, что микроволновое излучение может быть использовано для нагрева чего-либо содержащего воду, и многие компании – General Electric, Westinghouse, и RCA работали над промышленными системами микроволновой сушки древесины, табака, текстиля, полимеров. Но только Спенсер предложил поистине революционную идею – применять высокочастотное излучение магнетрона для разогрева продуктов питания. Лоуренс, веривший в гений самоучки, поддержал эту безумную в то время идею и утвердил проект.
Сам Спенсер потом говорил, что идея пришла ему в голову во время лабораторных испытаний радарного магнетрона, когда в его кармане расплавился шоколадный батончик, хотя никакого теплового воздействия на него не было. Будучи американцем, Спенсер естественно первым делом сосредоточился на получении с помощью СВЧ-излучений попкорна, как самого наглядного для потребителя продукта. В течение первых же месяцев работы успешные испытания прошли картофель, мясо, индейка, гамбургеры. Результат был однозначным – технология работает и работает хорошо: разогрев продуктов происходит в 2-3 раза быстрее, чем традиционными способами нагрева, причем эффект радиоизлучения обеспечивает практически мгновенный выход на максимальную мощность. Поэтому основным маркетинговым преимуществом микроволновой обработки продуктов была признана скорость. И по сей день, спустя 65 лет, этот параметр СВЧ-излучения является непревзойденным ни одной другой технологией нагрева.
Первые микроволновые печи ни у кого не порождали фантазий о бытовом применении.
Первыми потребителями новой технологии стали, конечно же, военные – печи устанавливались в армейских столовых, на кораблях и даже на самолетах, то есть, там, где скорость разогрева большого количества блюд была важнее цены.
Безусловно, сама идеология микроволновой печи как кухонного прибора могла появиться только в США, где любовь американцев к фаст-фуду имеет глубокие исторические и культурные корни. Возможность получать горячее блюдо максимально быстро, порой даже в ущерб вкусовым качествам, явилась основным двигателем прогресса СВЧ-кулинарии в США. Но главной проблемой в разработке печи стали ее размеры и стоимость. Конструктив печи никак не хотел уменьшаться до размеров традиционной духовки, а цена не падала ниже стоимости среднего автомобиля. Лоуренс понимал, что инженерам, привыкшим мыслить категориями военных заказов, нужна помощь маркетингового менеджмента с мировоззрением потребительского рынка. В лабораторию Спенсера пришли маркетологи, умеющие удешевлять и упрощать.
Перед инженерами Raytheon поставили две невероятно трудные задачи – удешевление технологии и создание конструкции, которая позволила бы обслуживать печь не инженеру-электронщику, а простому повару. Были определены и стандартизированы частоты микроволнового излучения, мощность магнетрона, оптимальные размеры камеры и компоновка органов управления, которые остались неизменными и по сей день. Печь получила диссектор и вращающееся блюдо, избавилась от водяного охлаждения, что уменьшило ее размеры на треть, габариты и внешний вид стали походить на бытовой прибор. Но основная проблема – цена в 20 000 долларов так и осталась главным препятствием для продвижения на потребительский рынок. Поэтому основные маркетинговые усилия были направлены на коммерческого сектор и ресторанный бизнес.
Путь к сегодняшнему привычному дизайну бытовой СВЧ-печи был долог и тернист, но порождал интереснейшие инженерные идеи. Например, концепт 1959 года – двигающийся вверх-вниз купол мог разогревать блюдо прямо на столе (фото вверху).
Проведение опроса среди первых пользователей помогло определить и две основные задачи микроволной технологии – разморозка и разогрев – именно этим чаще всего занимались первые СВЧ-печи.
В 1946 году у печей Raytheon появляется имя – «Radarange», которое подчеркивает источник технологии – радар, и Лоуренс Маршал нанимает команду специалистов по продажам, чтобы провести широкомасштабную рекламную компанию в 15 крупнейших городах. Презентаторам нового прибора приходится идти на хитрость – чтобы визуально уменьшить размеры печи для демонстрации прибора нанимаются женщины ростом не менее 2 метров. Тогда же рождается идея создания специальных рецептов для микроволновой кулинарии – первая книга с 15-ю рецептами увидела свет в 1947 году.
И только японский SHARP угадал с трендом привычного нам сегодня дизайна – слева первая печь компании SHARP R-10 (1961 год), справа первая бытовая печь для домашнего использования R-600 (1966 год).
Но, несмотря на все маркетинговые усилия, Raytheon за 20 лет удается продать около 10 тысяч печей Radarange. Поэтому совет директоров решает прекратить программу дальнейшего инвестирования в разработки микроволновых печей и сосредоточиться только на оборонных заказах. В 1964 году Raytheon приобретает крупнейшего производителя бытовой техники в США, компанию Amana. Бизнес микроволновых печей полностью переходит под контроль менеджмента и инженеров Amana.
После ребрендинга доверие покупателей к марке Amana поддерживало упоминание о корнях Radarange – инженерном авторитете компании Raytheon.
Сегодня Amana, продолжая славные традиции первопроходцев СВЧ-кулинарии, остается одним из самых известных и успешных производителей микроволновых печей на рынке США.
Довольно долго микроволновая печь являлась символом инновационности и прогресса, и именно в СВЧ-печах применялись самые модные новинки того времени – в 1977 году у печей Radarange появились сенсорная панель управления и память (фото вверху). А Concorde заказал у Panasonic для сверхзвуковых полетов концептуальный дизайн бортовой печи Sky-Line (фото внизу).
История микроволновой печи.
1945 год
Перси Спенсер, инженер компании Raytheon, предлагает руководству идею использования микроволнового излучения для тепловой обработки продуктов питания. «Raytheon Company» подает заявку на патент «Процесс тепловой обработки продуктов питания микроволновым излучением».
Определена и стандартизирована частота излучения магнетрона для микроволновой печи – 2450 МГц. Рассчитана длина внутренней камеры печи – 20 см как оптимальная для волны длиной 12 см.
Определены и стандартизированы требования к безопасности бытового применения микроволнового излучения: 5 мВт СВЧ-излучения на квадратный сантиметр на расстоянии 2 сантиметров от поверхности печи.
1947 год
«Raytheon Company» создает первую коммерческую печь «Radarange» – Высота 1.8 метров, вес 350 кг. Магнетрон мощностью 3000 ватт требовал водяного охлаждения. Печь доводила до кипения 200 граммов воды за 45 секунд и позволяла получить 200 граммов попкорна за 20 секунд. Стоимость печи составляла 20 000 долларов США.
1948 год
Вышла в свет первая книга рецептов для микроволновой кулинарии. Книга была выпущена в поддержку рекламной компании Raytheon и содержала 15 рецептов.
1952 год
Создана первая микроволновая печь «Radarange» для домашнего использования. Печь приобретает внешний вид и боковую компоновку панели управления, которые становятся классическими для микроволновых печей. Благодаря применению воздушного охлаждения 1650 ваттного магнетрона, размеры печи становятся сравнимы с бытовыми духовками. Продажи печи поддерживаются книгой с 40 рецептами. Можно сказать, что именно в 1952 году появилась именно та СВЧ-печь, какой мы ее знаем сегодня. Но высокая стоимость все еще не позволяет ей стать массовым продуктом.
1955 год
У Raytheon появляется первый конкурент – на рынок микроволновых печей выходит торговая марка Tappan, одна из крупнейших компаний производителей кухонной бытовой техники США того времени. Инженеры и дизайнеры Tappan разрабатывают первую встраиваемую СВЧ-печь и представляют ассортимент микроволновых печей, выполненных в единых дизайнерских коллекциях с остальными кухонными приборами.
1957 год
General Electric представляет микроволновую печь под торговой маркой маркой Hot Point. Справедливости ради стоит отметить, что General Electric начала разработку микроволновых технологий практически одновременно с Raytheon, в 1945 году, но на потребительский рынок вышла только через 12 лет.
1960 год
На рынке появляется еще один производитель бытовых СВЧ-печей – американская компания Litton.
Компания Litton, крупный игрок американского ВПК – поставщик электроники для крылатых ракет и радаров для ВМФ, в 1953 году участвовала в тендере НАСА на разработку скафандра для высадки человека на Луне. Судя по дизайну, ни с Луной, ни с печами у них, к счастью, не получилось.
1962 год.
Кейша Огура, инженер японской компании NJRC разрабатывает конструкцию магнетрона стоимостью менее 30 долларов и способ его конвейерного производства. Американским компаниям не удавалось снизить стоимость магнетрона менее чем до 450 долл. Новый магнетрон впервые позволил производить печь стоимостью менее 1000 долл. Raytheon приобретает 40 процентов акций NJRC.
Компания SHARP представляет на американском рынке микроволновую печь, которая впервые становится массовым продуктом.
1964 год.
Raytheon приобретает крупнейшего производителя бытовой техники в США, компанию Amana. Бизнес микроволновых печей полностью переходит под контроль менеджмента и инженеров Amana. Raytheon прекращает свое присутствие на рынке СВЧ-печей и сосредотачивается на военных заказах.
1966 год.
Статистика зафиксировала 10 000 владельцев бытовых микроволновых печей в США.
1971 год.
Министерство здравоохранения США, комитет конгресса по радиационному контролю и федеральное бюро по стандартизации утвердили требования безопасности бытовых микроволновых печей, которые действуют по сей день. Де-факто эти требования являются международным стандартом.
1975 год.
В США продано более 1 миллиона бытовых СВЧ-печей. Микроволновое излучение становится неотъемлемой частью современной бытовой кулинарии.
2007 год.
Себестоимость микроволной печи китайского производства 20 долларов США.
Перестроечный хаос чуть было не создал в России профессию промышленного дизайнера. Некто Григорьев в 1989 году даже скреативил нечто похожее на настоящий прототип СВЧ-печи. Но, слава Богу, цена на нефть пошла вверх, отечественная микроволновка осталась невостребованной, и мы гордимся ролью сырьевого придатка КНР.
интересная статья, спасибо. про кофеварки еще напишите пож.